Базовый и детальный инжиниринг. Проекты и Прожекты. Часть 3 (18.05.2015)

1295
Базовый и детальный инжиниринг. Проекты и Прожекты. Часть 3 (18.05.2015)

Я, конечно, за 20 лет прослушал разные курсы и,
общаясь с профессиональными людьми,
получил определенный набор знаний.
Но я не являюсь профессионалом,
именно профессионалом-нефтяником.

Герман Хан


 

Во второй части я пообещал приоткрыть завесу тайны над принципиальными отличиями базового инжиниринга (Basic Design) от расширенного базового инжиниринга (FEED). Завесу, понятно, можно приоткрывать и одну страницу, и две, и три, а некоторые одаренные граждане в книжках по управлению проектами ухитряются выжать лекцию на 2 – 3 академических часа по «раскрытию» данной темы.

Я, конечно, не столь одарен, поэтому попытаюсь объяснить разницу, если не в двух словах, то в десяти.

Разница между Basic Design и FEED в том, что в расширенном инжиниринге есть изометрия трубопроводов, начиная с диаметров Dy 25 и выше, а в базовом ее нет. Все остальное, что напихано в FEED – уже от лукавого. Изометрия – вещь необходимая и дорогая, но более правильно, если ее выполняет тот, кто делает рабочий проект – Detailed Design, потому что трубы висят не в пустоте, а гуляют по эстакадам и внутри зданий. То есть когда готовую изометрию пытаются затолкать в строительную конструкцию, она обязательно на что-то натыкается, чего не случается, если и дом, и эстакаду, и трубопроводы шьет один портной.

Но, как вы понимаете, суть базового инжиниринга, конечно же, не в изометрии или каких-то других сугубо технических начинках, типа выдачи опросных листов на оборудование, листов безопасности на сырье и продукцию, эмиссий, стоков, твердых отходов, и даже не в генеральном плане или PID-схемах процесса. Предлагаю посмотреть на всю эту историю совершенно с другой стороны, и тогда станет более понятно следующее:

  • Почему выполнение базового инжиниринга стоит кучу денег, но не надо их жалеть
  • Почему исполнителю базового инжиниринга надо доверять, как самому себе, и даже немного больше
  • Почему ответственность на стадии базового инжиниринга в проектах малотоннажной химии гораздо выше, чем в проектировании стандартных полимеров ПП, ПЭ, ПС, ПЭТ и ПВХ и мономеров для них, какой бы мощности они не были
  • Почему образцы базового инжиниринга в проектах Performance Technologies просто поражают воображение своей уникальностью (не люблю иностранные термины, но этот на 100500% правильный по сути)

В опубликованных программах по импортозамещению продуктов и технологий от Минэнерго, Минпромторга, «Ростехнологий», «РОСНАНО» и других организаций и ведомств, имеющих отношение к химии и нефтехимии, обязательно фигурирует проведение научно-исследовательских работ, которые будут являться фундаментом базового инжиниринга, так как выдают для него исходные данные. О том, как делать «реинкарнацию» собственных забытых технологий, а также использовать хороший опыт друзей, как злейших, так и лучших, уже было, причем было до санкций, так что этом случае «Рупек» выступил в качестве оракула.

Вернемся. Изложенный в программах импортозамещения план действий, конечно же, будет реализован, особенно после того, как все большее количество людей в правительстве начинает понимать, что слово инженер пишется на самом деле «Инженер», а не «инженегр», и что за невыполнение президентских указов о промышленности ответственность будет. Таким образом, в плановом порядке обязательно все случится, но не очень быстро. А если надо, чтобы быстро? Причем и хорошо, и быстро, а не как обычно бывает – или быстро, или хорошо.

Никогда не задумывались, почему во всем мире отдельные установки и даже заводы гуляют вслед за более дешевым сырьем, энергетикой, рабочей силой, или направляются туда, где менее жесткие экологические требования, или просто шагают вслед за рынками, что бы сэкономить на логистике? Вот всего два примера:

  • Это продажа уже построенных НПЗ с демонтажем и перетаскиванием в любой угол планеты, здесь же и энергетические объекты
  • Это продажа уже построенных химических заводов с демонтажем и перетаскиванием, опять- таки, в любой угол

Осознано привожу примеры не самых крупных компаний, которые занимаются продажей заводов вторичного рынка. На самом деле, количество «старьевщиков» значительно, только в своем архиве я насчитал около 50 адресов.

Что делают старьевщики? Первые продают оборудование, как оно есть на площадке, вторые продают вместе с услугами по демонтажу, перевозке и, естественно, с документацией. Третьи – с проведением при покупателе экспертизы, которая подтвердит толщину стенок аппаратов, работоспособность динамического оборудования. После этого все демонтируют, покрасят, упакуют документацию, промаркируют трубопроводы, загрузят, отвезут и смонтируют, а если покупатель желает, то и возьмут на себя проектирование, строительство и монтаж. В общем, любой каприз за ваши деньги. За исключением одного – никто не дает гарантий на работу того, что вы купили, в тех технологических параметрах и с тем же качеством, как оно работало до перевозки. Не интересно? Возможно. Но цена такого завода или установки обходится в два три раза дешевле нового, и мировой практики вторичного рынка, наверное, не существовало, если бы это было не интересно.

С 2007 года в Европе было закрыто 16 НПЗ, до 2020 будет закрыто еще девять. Где эти 16 и куда денутся еще 9? Что-то ушло или уйдет в металлолом, но большая часть уехала и еще уедет на Ближний Восток, Африку, Китай и, почему-то, в Австралию. Ну, НПЗ – это что-то большое, и тяжело представить, что оно куда-то едет, тяжело представить, когда с этим не сталкивался, но стоит один раз увидеть, и становится ясно, как НПЗ на 5 млн тонн в год по истечении трех лет начинает новую жизнь на новом месте.

Второй пример, сейчас в продаже (именно сейчас – середина мая 2015) 8 установок малеинового ангидрида, как из бензола, так и из бутана на мощность от 10 до 40 тыс. тонн в год, 6 установок ПЭТ, как пищевого, так и волоконного, мощностью 100 – 320 тыс. тонн в год, три установки TDI 50, 80 и 180 тыс. тонн в год, две MDI на 50 и 80 тыс. тонн в год, и многое другое. Я назвал только те процессы, которые опубликованы в приказе Минпромторга, как необходимые к срочному импортозамещению. «Рупек» публиковал этот приказ и приложения.

Так почему же только в России абсолютно не развит рынок вторичного оборудования? Причин было несколько и все технического характера – это получение разрешений на расчет, изготовление и применение оборудования по климатическим условиям. Как известно, это требование по разрешениям отменено, а по климатическим условиям введены поправки. Таким образом, ничего не мешает купить малеиновый ангидрид, притащить, собрать и запустить на мощность 20 тыс. тонн в год за €25 млн, причем стоимость покупки оборудования и документации в этой цифре составит не более 15% от общей цифры. Данный пример был рассчитан именно для России со сроком строительства 1,2 года. Цены на оборудование старьевщики называют с удовольствием, торговля позволяет снизить ее на 20-30%, остальной расчет – дело инженера средней руки, который знаком с технологией и строительством.

Почему не делают? Не знаю! Возможно, потому, что в голове сидит стереотип: перенос и строительство установок/заводов вторичного рынка – это эшелоны или баржи с металлоломом, а следом – грузовики с макулатурой, то есть с документацией. Нет это совсем не так, конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но тем не менее.

Итоги. При переносе технологии в комплексе с документацией и оборудование следует знать:

Реализация проектов по переносу оборудования и технологий – повседневная практика

Заводы, а тем более установки переносятся без каких либо проблем, но, конечно же, с учетом специфики этого элемента инженерной деятельности.

Выводы. Основой успеха проекта по релокации является понимание того, что:

  • переносится не установка в целом, а отдельное оборудование, трубопроводы, детали трубопроводов, оборудование и приборы электрики и КиП
  • технология не копируется, а создается ее новая улучшенная реплика с учетом новых катализаторов и реагентов
  • технологическая реплика всегда оказывается более эффективной, так как учитываются все минусы, которые существовали по процессу и оборудованию в их прошлой жизни. Часть оборудования перевести нельзя, например, печи, приобретается новое, которое всегда будет отличаться по своим механическим свойствам в лучшую сторону от предыдущего, хотя бы потому, что за 20 – 25 лет технологии материального исполнения шагнула вперед.
  • Документация по базовому инжинирингу процесса и характеристики оборудования проверена на практике, но требуется ее квалифицированная адаптация применительно к новым технологическим условиям, а также к нормам и правилам страны строительства

Основой неудачи проекта по релокации всегда является простая экстраполяция проекта из прошлого в будущее. Процесс должен создается заново с новым сырьем, новыми конфигурациями и новыми продуктовыми линейками, как бы они не были похожи на прошлые по своим названиям.

В итогах и выводах подведена черта под тем, что же такое базовый инжиниринг и в чем именно заключается его смысл и суть. Способность выполнять базовый инжиниринг для малотоннажных процессов, технологий перформанс и, что наиболее сложно, для реплик и копий при переносах процессов, установок и заводов с получением качественно нового технологического продукта – вот индикатор инженерного интеллекта общества.

 

Мы на Facebook, в Telegram

 

Назад