637
Знаний у наших командиров нет никаких, поэтому их придется допускать к самостоятельному управлению кораблями, а самим сушить сухари и готовиться в тюрьму
Г. Радзевский, командир 7 оперативной эскадры Северного флота
Серьезный эпиграф я выбрал на этот раз, и вот по какой причине. Посмотрим на обычный, рядовой, можно сказать, заводик на котором эксплуатируются следующие цеха и производства:
-
малеинового ангидрида (МА) 24 000 т/год:
-
щавелевой кислоты 15 000 т/год:
-
водорода конверсией метана 4800 т/год;
-
анилина 25 000 т/год;
-
резорцина 22 000 т/год;
-
модификатора РУ (резорцин – уротропиновый) для РТИ 10 000 т/год;
-
1,3-метафенилендиамина, альфаоксинафтойной кислоты и 1,4-метатолуилендиамина;
-
пирокатехина и гидрохинона;
-
теплоносителя АН на основе нафталина и непредельных углеводородов С12 – С14 и С16 – С18;
-
фумаровой кислоты;
-
совола (ди -, три -, тетра -, пента - или гексахлордифенилов) и совтола:
Несложно заметить, что большинство из перечисленных продуктов находится в перечнях импортозамещения, которые обсуждались в первой и второй частях данного сериала. Наш заводик имеет отличную инфраструктуру по энергоресурсам, независим по сточным водам, а транспортно-логистичеким возможностям и в особенности железнодорожным остается только завидовать.
Удивлены? И я был удивлен, когда все вышеперечисленное увидел собственными глазами в 2002 году. Удивлен потому, что заводик был тщательно законсервирован, но даже не работающий имел вид боевой и гордый. Потом пришли эффективные менеджеры, разрушительной силе которых могут позавидовать все цунами и тайфуны вместе взятые, и от заводика не осталось камня на камне, впрочем, все пароли и явки особо отличившихся имеются на официальном сайте.
Но что было – то было, а мы поговорим про малеиновый ангидрид (МА), который согласно приказу Минпромторга № 197 от 29.01.16 должен быть почти немедленно (до 2019 года) импортозамещен на все 100%. Разумеется, о том, что было бы неплохо на просторах нашей Родины иметь МА с мощностью 40-60 тыс. тонн в год, задумывался не только Минпромторг. Мечтателей было достаточно, но все, как это часто у нас бывает, заканчивалось благими намерениями.
В чем была причина малеиновых потемкинских деревень? И как сказку о его строительстве сделать былью?
Начнем с того, что сожжем все мосты, и чем ярче они будут гореть за спиной, тем лучше будут освещать путь к ангидридовому будущему.
Рынок. Собственно у МА, как говорят все мои коллеги, которые имеют к нему отношения, рынок в России совсем небольшой, а именно до 10 тыс. тонн в год. Но вот его косвенное потребление, т. е. в виде продуктов, для которых МА является сырьем, оставляет больше причин для оптимизма. А делают из МА много чего общественно полезного, а именно:
-
кислоты, как собственно малеиновая, так и фумаровая, тартаровая, аспаргиновая, янтарная и т. д.
-
полиэстеры и смолы
-
бутиролактоны
-
тетрагидрофураны
-
бутандиолы
Перечислены наиболее значимые и понятные в коммерческом плане продукты, а вообще использование МА имеет не менее 20 направлений, и если мы начнем рисовать технологические цепи от указанных веществ, как от сырья, то редактор выгонит нас со страниц «Рупека» и будет прав. Вывод: МА продукт хороший, но требует дальнейшей переработки, а иначе продать его будет невозможно.
Лицензиары. Существует их великое множество, именно:
-
для фиксированного слоя катализатора – Huntsman, Technobell, Scientific Design, Conser
-
для флюидного слоя катализатора – Mitsubishi Chemical, G.I. Dynamics, Lummus/ POLYNT, INEOS Technologies, DuPont
Может кого-то и забыл, не судите строго. Вывод простой – недостатка в лицензиарах нет, лицензии продаются, санкции к этому продукту отношения не имеют.
Стоимость строительства. Не дешево, в границах установки, работающей на бутане, цена может достигать и €2000 за тонну выпускаемого МА, это в первоначальном предложении и «под ключ». Но как показывает практика, можно сторговаться на 30% меньше, однако и это не дешево, ведь для относительно простенького проекта цена лицензии, базового и детального проектов соотносится как, как €3:3:4 млн. Стоимость строительства установки, работающей на бензоле, несколько меньше, что связано с меньшими рабочими давлениями при эксплуатации оборудования.
Вывод: такова сформировавшаяся цена предложений строительства МА для России, именно на нее надо опираться. Особо интересующиеся обычно заказывают актуализированные цены строительства в мире с индексом CEPCI для уже построенных аналогичных объектов за последние пять лет.
Сырье. Пожалуй, что эта тема, особенно применительно к России, является наиболее интересной. Бензол и бутан, вот два типа сырья, которые используются для производства МА.
Процесс на основе бензола был коммерциализирован в 1930 году и успешно эксплуатировался, но начиная с середины 80-х производство МА на основе бензола пошло на спад, что обусловлено в первую очередь ростом цен на бензол.
Процесс на основе бутана был коммерциализирован в 1983 году тогда же и был пущен первый завод, с тех пор количество установок работающих на бутане неуклонно растет и, например, в США с начала 90-х все производства МА используют в качестве сырья бутан.
Буквально за десятилетие, в период с 1983 по 1993 годы, количество установок работающих на бутане, как в стационарном слое катализатора, так и в кипящем, возросло с 0% до 60%, а за последующие 10 лет, т. е. с 1993 по 2003 годы увеличилось еще на 10% и достигло соотношения 70:30, где 30% это доля процессов работающих на бензоле.
Множество установок, работающих на бензоле, не выдержали конкуренции и были закрыты или реконструированы для работы на бутане, что, кстати, не является дорогостоящей операцией.
Тем не менее, в последние 2-3 года наметился возврат к производству на основе бензола, что в первую очередь характерно для Китая, который и занял лидирующие позиции по выпуску МА в мире. Большое количество производств на выпуск ароматических соединений, как по традиционным схемам, т. е. через ароматический риформинг, так и по схемам, которые в большей степени присущи именно Китаю (углехимический синтез, жесткий каталитический крекинг DCC) создали достаточный ресурс бензола, как сырья для МА, а снижение цен на нефть и дальше усиливает привлекательность нефтяного бензола как сырья.
Эксплуатация установок на базе бензола, значительно более проста, чем на базе бутана, как в каталитическом плане, так и в отношении работы при более низких давлениях, но расходные показатели по сырью, конечно же, не в пользу бензола, что и следует из двух материальных балансов.
Таблица 1.
|
Установка производства МА. Сырье Бензол.
|
50,0 тыс. тонн в год
|
||
|
Сырьё
|
|
Количество, тыс. тонн
|
|
|
Бензол
|
44,64%
|
58,0
|
|
|
Воздух на окисление
|
не учитывается в балансе
|
623,9
|
|
|
- в том числе кислород на реакцию
|
55,36%
|
71,9
|
|
|
Итого
|
100,00%
|
129,9
|
|
|
Продукты переработки
|
Выход продукции
|
Количество, тыс. тонн
|
|
|
Малеиновый ангидрид
|
38,49%
|
50,0
|
|
|
Хинолина
|
0,89%
|
1,16
|
|
|
Газы+потери
|
34,80%
|
45,2
|
|
|
Азеотроп Бензол: вода 90:10
|
1,18%
|
1,5
|
|
|
Отработанный воздух
|
не учитывается в балансе
|
553,6
|
|
|
Вода
|
24,63%
|
32,0
|
|
|
Итого
|
100,00%
|
129,9
|
|
Расход катализатора: €3,525 на тонну МА
|
|
|||
|
|
|
|
|
Таблица 2,
|
Установка производства МА, Сырье Бутан,
|
50,0 тыс. тонн в год
|
||
|
Сырьё
|
|
Количество, тыс. тонн
|
|
|
Бутан
|
33,08%
|
51,0
|
|
|
Воздух на окисление
|
не учитывается в балансе
|
520,6
|
|
|
- в том числе кислород на реакцию
|
66,92%
|
103,2
|
|
|
Воздух на отпарку ДБФ
|
не учитывается в балансе
|
500,0
|
|
|
Итого
|
100,0%
|
154,2
|
|
|
Продукты переработки
|
Выход продукции
|
Количество, тыс. тонн
|
|
|
Малеиновый ангидрид
|
32,43%
|
50,0
|
|
|
Газы+потери
|
28,04%
|
43,2
|
|
|
Отработанный воздух
|
не учитывается в балансе
|
917,4
|
|
|
Вода
|
39,53%
|
60,9
|
|
|
Итого
|
100,0%
|
154,2
|
|
Расход катализатора: 3,525 Евро на тонну МА, расход ДБФ 7 кг на 1 т МА
|
|
|||
|
|
|
|
|
Однако если продолжить сравнение процессов, по затратам энергоресурсов, по амортизации, численности персонала, выбросам в атмосферу, стокам, то начинает вырисовываться картинка, из которой следует, что китайцы возвращаются к бензольной схеме вовсе не из альтруизма, а на основе взвешенного анализа.
Рассмотрим для примера одну из возможных технологических конфигураций процессов: (бутан или бензол) – МА (50 000 тыс,т/год) – бутандиол – полибутилентерефталат. Срок окупаемости (в простейшем случае, т. е. без дисконтирования, учета обслуживания займов и уплаты налогов) при использовании в качестве сырья бутана составил 3,5 года, а при использовании бензола 5 лет.
Конечно, срок окупаемости не сногсшибательный, но он выполнен для случая, когда все сырье приобретается на рынке, строительство ведется на «зеленой траве», а контракт на лицензию, поставку оборудования, базовое проектирование и проектирование в частях ПД и РД заключен по первому ценовому предложению, т. е. место для оптимизма имеется. Не будем отнимать хлеб у стратегов компаний, которые размышляли над строительством МА, приведенной информации достаточно, чтобы начать размышлять заново, а сами вернемся к нашим баранам, то есть к инженерной практике.
Совершенно ясно, что строить МА без продолжения цепочки переделов, это иметь срок окупаемости «никогда», так как при покупке нового лицензионного оборудования с гарантией на процесс цена «под ключ» в границах установки не опустится ниже €1500 за тонну МА, а особо одаренные купят и по €2000 за тонну МА. Добавьте сюда ОЗХ (около 30% от стоимости строительства МА, если речь идет о «зеленой траве»), вот и получится, что целевой норматив Минпромторга в приказе №197 от 29.01.2016 «МА 2019 100%» просто недостижим. Просто потому, что «МА продукт хороший, но требует дальнейшей переработки, а иначе продать его будет невозможно». А вот про дальнейшую переработку в Приказе ничего не сказано. Как там поживает «План развития нефтехимии России до 2030 года» или та же «Стратегия 2030» - неизвестно, вот в таких случаях они, конечно, незаменимы.
Допустим, что очень хочется построить МА, например, на территории того заводика, с которого мы и начали, на «Новомосковском Оргсинтезе», или на какой-то другой промышленной площадке, которая имеет полноценное ОЗХ и резервы мощности по электричеству и очистке стоков. Что же, если очень хочется то, конечно, можно, а именно так:
-
на европейском или китайском вторничном рынке технологических установок МА с мощностью 15 – 25 тыс. тонн/год более чем достаточно, причем с фактической ценой продажи не более €3 млн (много нержавеющего оборудования, поэтому так дорого);
-
демонтаж и перевозка, даже если это Китай, не превысит €1 – 1,5 млн;
-
покупка материалов и оборудования, которое бессмысленно везти (КиП, системы управления, кабеля, в общем все то, как говорят механики, что не прилипает к магниту), даже если это купить, не торгуясь, вряд ли превысит €2,5 – 3 млн;
-
проектирование, адаптация паспортов на оборудование, мы же любим проектировщиков, поэтому дадим им €3 млн, за это они будут помнить нас всю жизнь;
-
вложим собственно в строительство €8 млн (хотя большинство моих коллег однозначно скажут, что в это сумму я заложил как минимум 40% на «неочевидные цели», сами понимаете, какие);
Что мы получили? €16-17 млн на строительство мощности МА мощностью 15 – 25 тыс. тонн в год, т. е. от €700 до €1000 евро за тонну МА. В два раза дешевле, чем строительство нового и в два раза быстрее («Рупек» недавно публиковал хорошую новость, что и в России возможен выход на Главгосэкспертизу через три месяца, а начинать строительство можно уже через пять после начала контракта).
А гарантии на процесс, завопят стратеги-мечтатели? А нет гарантий на процесс, купите себе хороших инженеров и не забывайте, что на старом месте установка работала, почему она не должна работать на новом?
Серию публикаций по продуктам, которые существовали на просторах России, а потом были уничтожены «эффективными менеджерами» (именно их и имел ввиду адмирал, цитата которого и приведена в эпиграфе), можно продолжать долго, но занятие это скучное, по крайней мере, для меня. Поэтому подведем итог и ограничимся лозунгом: