Опубликовано на RUPEC
Правительство определилось с источниками компенсации выпадающих доходов бюджета из-за корректировки демпфирующего механизма. Как и ожидалось, было принято решение о введении акцизов для неподакцизных жидких нефтепродуктов, а также изменении НДПИ.
Согласно сообщению, размещенному на сайте Кабмина, по итогам совещания с участием главы Минфина Антона Силуанова и вице-премьера правительства Дмитрия Козака были определены "источники компенсации "демпфирующего механизма" в его новых параметрах". Ранее Минфин оценил выпадающие доходы бюджета в 60-200 млрд рублей в зависимости от цены на нефть.
В первую очередь будут установлены акцизы "по ставке дизельного топлива на все неподакцизные жидкие нефтепродукты": "суррогаты" средних дистиллятов, вакуумный газойль, мазут. По приблизительным оценкам, это может дать бюджету порядка 60 млрд рублей.
Для нефтепродуктов, используемых для бункеровки судов, а также производства тепло- и электроэнергии, предусмотрены налоговые вычеты.
Также компенсировать выпадающие доходы бюджета государство будет за счет введения фиксированной надбавки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Надбавка будет установлена в размере 75 рублей за тонну при цене на нефть $55-80 за баррель. В случае, когда цена нефти превысит $80 за баррель, надбавка будет возрастать по формуле с 75 до 204 рублей за тонну. Потенциально это может принести бюджету около 100 млрд рублей.
Минфину, Минэнерго, МЭР и ФАС было поручено внести в правительство проект соответствующего федерального закона, "предусмотрев нераспространение повышающих коэффициентов по НДПИ на компании (недропользователей), в отношении которых заключены отдельные адресные межправительственные соглашения, предусматривающие положения о неухудшении условий налоговых режимов, которые "зеркально" отражаются на проекты, реализуемые за рубежом".
Также правительство рекомендовало принять к сведению обязательства нефтяных компаний с учетом сезонности использования дизельного топлива "обеспечить снижение цен на дизельное топливо до уровня октября 2018 года с учетом инфляции и увеличения ставки налога на добавленную стоимость".
Ранее утром газета "Коммерсант" со ссылкой на источники сообщила, что корректирующий коэффициент в формуле демпфера будет повышен с 0,6 до 0,75. Это сразу же приведет к выпадающим доходам бюджета. Ключевое разногласие между министерствами было связано с использованием корректирующего коэффициента 0,75 не только в 2019 году, но и в 2020–2021 годах. По действующему законодательству, с 2020 года размер корректирующего коэффициента должен снижаться с 0,6 до 0,5. Соответственно, ранее утвержденные источники финансирования не покрывают возникающую разницу, которая оценивается на уровне 45 млрд рублей.
Демпфер представляет собой субсидию для потребителей топлива. Бюджет сможет компенсировать 60% разницы между экспортной ценой бензина и дизтоплива и "условной внутренней ценой". Последняя определена в 56 тыс. рублей на тонну для бензина и 50 тыс. рублей - для дизельного топлива. В случае, когда экспортная цена топлива становится ниже "условной внутренней цены", нефтекомпании обязаны производить выплаты в бюджет. Механизм работает до тех пор, пока реальная оптовая цена топлива не отклоняется больше чем на 10% от "условной внутренней цены".
После января, когда данный механизм только начал действовать, а нефтяные компании были вынуждены перечислить 10 млрд рублей бюджету за бензин, началась дискуссия о необходимости корректировки механизма. Заинтересованные стороны предлагают условную внутреннюю цену для расчета демпфера на дизтопливо снизить с 50 до 46 тыс. рублей за тонну, на бензин - с 56 до 51 тыс. рублей за тонну.