Минэнерго утвердило план по замещению импорта в нефтепереработке и нефтехимии

« Назад

Минэнерго утвердило план по замещению импорта в нефтепереработке и нефтехимии 16.04.2015 00:00

Министерство энергетики РФ подготовило приказ по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях. К замещению ведомством предложены ключевые группы катализаторов, в которых испытывает потребность российская промышленность, а также базовые полимеры.

В плане по импортозамещению, который содержится в опубликованном приказе, указаны катализаторы для базовых процессов нефтепереработки и нефтехимии. Все мероприятия в рамках плана предполагается осуществить в течение 2015-2020 годов.

В частности, катализаторы гидроочистки, импорт которых в настоящее время достигает 97%, планируется заместить на 55% к указанному сроку. Аналогичный показатель импортозамещения ожидается по группе катализаторов гидрокрекинга. Потребность в зарубежных катализаторах каткрекинга и каталитического риформинга, которая министерством оценивается в 65 и 60% соответственно, предполагается свести к 25%.

В настоящее время "Газпром нефть", которая является одним из модераторов проекта по импортозамещению катализаторов, работает над проектом производства катализаторов гидрокрекинга и каткрекинга.  

В недавней беседе с "Рупеком" начальник производства микросферического цеолитосодержащего катализатора крекинга ОАО "Газпромнефть-ОНПЗ" Сергей Гурьевских сообщал, что мощности по катализаторам каталитического крекинга в течение 2016 года планируется расширить до 4,5 тыс. тонн в год. На сегодняшний день предприятие способно выпускать 3 тыс. тонн данного типа катализаторов, большая часть из которых направляется на собственные нужды. В 2014 году начались первые поставки катализаторов на Московский НПЗ компании.

По экспертным оценкам, в текущее время потребность в катализаторах крекинга на российском рынке достигает 8,5 тыс. тонн в год. К 2020 году эта цифра может возрасти до 14 млн тонн, при этом потребности только "Газпром нефти" могут увеличиться до 7 тыс. тонн в год.

Один из собеседников "Рупека", входящий в рабочую группу Минпромторга и Минэнерго по импортозамещению, отметил, что за катализаторы изомеризации и риформинга "отвечает" "Роснефть". В планы компании входит дальнейшая разработка новых видов катализаторов и их последующее внедрение в производство в Ангарске. 

В сегменте нефтехимии к замещению предложено шесть типов катализаторов. В планах Минэнерго фигурирует вытеснение импорта катализаторов газофазного и жидкофазного окисления (для производства окиси этилена и терефталевой кислоты) с текущих 100 до 45%.

Также долю отечественного производства с 0 до 55% предполагается довести в сегменте катализаторов полимеризации этилена, пропилена и стирола. Задумки в данной области имеет "Нижнекамскнефтехим", который в 2014 году официально открыл катализаторную фабрику. Пока компания совместно со специалистами КФУ работает над технологиями катализаторов для производства каучуков, но с долей осторожности говорит об интересе к разработкам для производства базовых полимеров. 

В сегменте базовых полимеров к замещению предложены полиэтилен (на 100%), полипропилен (на 100%), поливинилхлорид (на 90%), полиэтилентерефталат (на 100%). Примечательно, что единственным продуктом, импорт которого, по прогнозам Минэнерго, не сократится, а вырастет к 2020 году, является полистирол. В настоящее время российские компании, по данным ведомства, производят 84% всего полистирола, в 2020 году они будут выпускать только 75%.

Во многом ожидания ведомства в области импортозамещения полиолефинов связаны с запуском "ЗапСибНефтехима" СИБУРа. Так, в феврале замминистра энергетики Кирилл Молодцов на специальном совещании правительства в Воронеже заявил, что вопрос замещения импорта в сегментах линейных полиэтиленов и полиэтиленов высокой технологической насыщенности может решиться после введения в эксплуатацию тобольской площадки.

На коллегии Минэнерго, которая состоялась 15 апреля, глава ведомства Александр Новак подчеркнул, что на сегодняшний день принято восемь отраслевых планов по импортозамещению. "Целевым индикатором является сокращение доли импорта с 60 до 43% в 2020 году. Это минимальный показатель. Естественно, к каждому показателю, в процессе реализации планов, мы будем подходить более жестко. – подчеркнул А. Новак. - Ключевой задачей является разработка подробных технических заданий с выходом на отраслевой заказ промышленности".